Станции и узлы - Тема 1

Общие сведения о железнодорожных линиях.
Основные понятия

Железнодорожная линия и железнодорожный путь
Перегоны железнодорожных линий. Направления движения
Железнодорожные пути раздельных пунктов
Остчет расстояний на железнодорожных линиях
Категории железнодорожных линий

Железнодорожная линия и железнодорожный путь

Сегодня железные дороги России выполняют значительную (по объемам) часть грузовых и пассажирских перевозок. В условиях рыночных отношений в борьбе за клиента перед отраслью стоит задача повышения эффективности работы транспортного конвейера, совершенствования технических устройств и технологии работы.

Станции и узлы являются важнейшими элементами железнодорожного транспорта, так как они осуществляют взаимодействие железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями, выполняют широкий комплекс работ по обслуживанию пассажиров, производят формирование и расформирование поездов, обеспечивают их пропуск по железнодорожным линиям.

Железнодорожная линия - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути с полосами отвода, железнодорожные станции и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, автоматики, телемеханики, электросвязи, а также здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям.

Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения поездов каждая железнодорожная линия делится раздельными пунктами на перегоны. К раздельным пунктам относятся железнодорожные станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты.

Таким образом, железнодорожные линии представляют собой совокупность перегонов, станций и других раздельных пунктов, оснащенных соответствующими техническими средствами для осуществления перевозок.

Основу железнодорожной линии составляет железнодорожный путь, представляющий собой комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначенный для бесперебойного круглогодичного обращения железнодорожного подвижного состава. Железнодорожный путь включает в себя земляное полотно, искусственные сооружения, балластный слой, шпалы, рельсы, стрелочные переводы и др.


Перегоны железнодорожных линий. Направления движения

По количеству железнодорожных путей на перегонах железнодорожные линии могут быть однопутными, двухпутными и многопутными (три и более пути).

На однопутных линиях движение поездов осуществляется по одному пути в обоих направлениях. Направление движения поездов, следующих с севера на юг, либо с востока на запад, считается нечетным, а противоположное - четным.

Основным недостатком однопутных линий является их невысокая пропускная способность, обусловленная необходимостью организации скрещений поездов встречных направлений. Скрещение (встречный разъезд) поездов осуществляется на станциях или разъездах. Обычно расстояние между разъездами и станциями на однопутных линиях составляет не более 10 км.

На двухпутных линиях каждый путь обычно используется для пропуска поездов одного направления. Такая организация движения существенно повышает пропускную способность железнодорожной линии, так как не требуется выполнять скрещение поездов и не требуется организация разъездов, а станции могут располагаться на расстоянии 15…20 км и более. В случае наличия перегонов повышенной длины на них могут устраиваться обгонные пункты, позволяющие выполнять обгон одних поездов другими, следующими в попутном направлении, а также перевод поездов с одного пути перегона на другой.

Путь двухпутного (или многопутного) перегона, специализированный для пропуска поездов в определенном направлении, считается правильным для данного направления.

На большинстве двухпутных железнодорожных линий в Российской Федерации и странах - бывших республиках СССР принято правостороннее движение, при котором пропуск поездов правильного направления осуществляется по пути, расположенном справа по направлению движения.

В случае невозможности пропуска поездов по одному из путей двухпутного перегона (неисправность пути или подвижного состава, выполнение технологических операций по ремонту или обслуживанию пути и т.п.) пропуск поездов всех направлений организуется по одному пути по правилам пропуска поездов по однопутным линиям. Путь, по которому осуществляется пропуск поезда в направлении, для которого данный путь неспециализирован, считается неправильным для данного направления (пропуск поезда четного направления по нечетному пути или наоборот).

Железнодорожные пути на многопутных линиях могут быть как специализированными для определенного направления движения, так и неспециализированными (обеспечивают пропуск поездов в обоих направлениях).


Железнодорожные пути раздельных пунктов

Путевое развитие раздельных пунктов состоит из главных, станционных и специальных путей. Все пути раздельных пунктов обеспечивают прием и отправление поездов обоих направлений (являются правильными).

Главными считаются пути станции или иных раздельных пунктов, являющиеся непосредственным продолжением путей примыкающих перегонов. Как правило, прием поезда с перегона на главный путь станции, а также отправление поезда с главного пути на перегон осуществляется без отклонения по стрелочным переводам.

Станционные пути разделяются на приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, ходовые, соединительные, погрузочно-выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства) и прочие пути, назначение которых определяют производимыми на них технологическими операциями.

К специальным путям относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути предприятий (пути необщего пользования). Предохранительные и улавливающие тупики обеспечивают безопасность движения поездов при безостановочном их скрещении, предупреждая выход на соседние пути подвижного состава (предохранительный) или улавливая часть состава при ее отрыве (улавливающий). Улавливающие тупики сооружаются в трудных топографических условиях при наличии затяжного спуска от перегона к станции.


Остчет расстояний на железнодорожных линиях

Отстчет расстояний на железнодорожных линиях выполняют в километрах и пикетах, обозначаемых путевыми знаками, размещаемыми на обочине нечетного пути.

Километровые путевые знаки устанавливаются на границах километров и содержат номера закончившегося и начавшегося километров, например, 646/647.

Пикет — нумерованная точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии. Как правило расстояние между двумя пикетами — 100 метров по горизонтали. Однако встречаются так называемые неправильные пикеты, расстояние между которыми может быть не равным 100 м. Наиболее часто они встречаются на кривых участках, где протяженность внешней кривой больше протяженности внутренней.

Координаты произвольной точки трассы записываются в форме «ПК 12+35,738», где 12 — номер пикета (число сотен метров), а 35,738 — расстояние от пикета до выбранной точки (в этом примере — 35 м 73 см 8 мм).

Участок, ограниченный двумя пикетами, называется пикетным участком. Пикетные участки именуются по младшему и старшему пикетам, его ограничивающим, например пикетный участок 8/9.

На железной дороге отсчет пикетов начинается с 0 для каждого километра трассы. Таким образом один километр имеет 10 пикетов. Пикеты нумеруются, начиная от километрового знака, арабскими цифрами последовательно, начиная с 1, увеличивающимися в направлении следующего километрового знака.

Пикетные путевые знаки (столбики) устанавливаются на границах пикетных участков и содержат номера закончившегося и начавшегося пикетов, например, 9/10.

Километры и пикеты указываются в различных документах для обозначения мест нахождения объектов, производства работ, ограничений скорости движения и т.д. Например, обозначение 161 км ПК 8 указывает на то, что объект находится на расстоянии 700 - 800 м от километрового знака 160/161 в направлении увеличения километров.


Категории железнодорожных линий

Железнодорожные линии сооружают для освоения новых районов и их природных богатств, разгрузки существующих грузонапряженных линий, сокращения пути и времени следования пассажиров и грузов. Новые линии могут существенно различаться по своему значению в работе сети железных дорог, размерам и характеру перевозок.

Строительные нормы и правила, являющиеся основным руководством при проектировании, предусматривают деление новых железных дорог колеи 1520 мм и подъездных путей на несколько категорий. От категории линии зависят наиболее важные параметры и технические условия ее проектирования, допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов, мощность всех устройств линии.

В зависимости от значения в общей сети железных дорог, характера и размеров перевозок все железнодорожные линии делятся на следующие категории:

Категории железнодорожных линий Назначение железнодорожных линий Расчетная годовая приведенная грузонапряженность (нетто в грузовом направлении) на 10-й год эксплуатации, млн. ткм/км
Скоростные Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью от 160 до 200 км/ч
Особогрузонапряженные Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок Свыше 50
I Железнодорожные магистральные линии От 30 до 50
II Железнодорожные магистральные линии От 15 до 30
III Железнодорожные магистральные линии От 8 до 15
IV Железнодорожные линии общей сети Не более 8
Внутристанционные соединительные и подъездные пути

Под грузонапряженностью понимают средний грузооборот (млн. ткм), приходящийся на 1 км железнодорожной линии.

К внутристанционным соединительным относятся пути, ведущие к контейнерным площадкам, базам, сортировочным платформам, пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства других технологических операций.

Максимальные скорости движения пассажирских поездов предусматриваются:

  • на скоростных линиях — до 200 км/ч;
  • на особогрузонапряженных линиях — до 120 км/ч (при соответствующем обосновании допускается до 160 км/ч);
  • на линиях I и II категорий — до 160 км/ч;
  • на линиях III категории — до 120 км/ч;
  • на линиях IV категории — до 80 км/ч.